развитие навыков сборки электрических цепей с помощью программы – конструктора “Начала электроники”;
формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;
развитие навыков использования ПК при решении задач по физике;
продолжить формирование практических и интеллектуальных умений школьников.
Развивающие:
развивать: умение применять знания теории на практике;
развивать: наблюдательность, самостоятельность;
стимулировать познавательную деятельность постановкой проблемных вопросов и заданий, оценкой и поощрением.
Планируемые результаты: Познавательные : формирование проблемы, поиск информации, построение речевых высказываний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, анализировать и обобщать изученную информацию. Личностные: повышение мотивации учебной деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самоопределение, ценностно-смысловые установки обучающихся, проявление настойчивости в достижении цели. Коммуникативные: умение выразить свою мысль, организация учебного сотрудничества между учителем и сверстниками. Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: самоконтроль, самооценка, целеполагание. Метапредметные: формирование умения работать в парах с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды. Предметные : Знать: физические понятия «электрический ток» , «характеристики электрического тока», «сила тока», «напряжение», «сопротивление», «мощность», «работа электрического тока», «последовательное и параллельное соединение проводников»,строение и принцип работы измерительных приборов и их схематическое обозначение на схеме; правила записи формул в ЭТ Excel. Знание правил ТБ при работе за компьютером. Уметь: устройство и работу гальванических элементов и аккумуляторов. составные части простейшей электрической цепи выполнять; выражать результаты измерений расчетов в единицах Международной системы измерения , проверки; приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях , применять полученные знания и умения для решения практических и расчётных задач; использовать программу “Начала электроники” при сборке электрических цепей. Тип урока: интегрированный урок; обобщающий. Комплексно-методическое обеспечение: Карточки – задания, доска, ПК. Методы обучения:
словесные
наглядные
практические
проблемные (задачи)
Межпредметные связи:
Физика
информатика
математика
План урока:
1. Организационный момент (2 мин.) 2. Сообщение темы урока, постановка целей. (2 мин.) 3.Актуализация знаний (7 мин.) 4.Практическая часть. Решение физических задач с помощью ЭТ (20 мин.) 5. Физминутка (2 мин.) 6.Подведение итогов урока (3 мин.) 7.Рефлексия (2 мин. ) 8.Домашнее задание ( 2 мин.)
Ход урока I.Организационный момент (мотивация учебной деятельности) (5 мин.) Преподаватель информатики: Здравствуйте ребята. Мы рады видеть вас сегодня на уроке, так как урок у нас будет очень интересный и несколько необычный. И это вы поняли потому, что он у нас проходит в кабинете информатики.
Девиз нашего урока: «Знать –хорошо, а уметь - лучше.»
II. Сообщение темы урока, постановка целей. Преподаватель физики: На уроках физики, мы изучили очень интересный и важный раздел для жизни человека. Об этом говорят следующие слова: Электричество кругом, Полон им завод и дом, Везде заряды там и тут, В любом атоме «живут», А если вдруг они бегут, То тут же токи создают. Нам токи очень помогают, Жизнь кардинально облегчают Учитель физики: О чем идет речь в данном стихотворений? Попробуйте сформулировать тему урока и цели. (Молодцы) Про электричество начнем рассказ Все вспомним обобщим сейчас. Энергия! Работа до кипения! Чтоб лени наблюдалось испарение! Мозги не доведем мы до плавления, Их тренируем до изнеможенья! В учении проявим мы старание, идей научных видя обаяние! Задачу мы любую одолеем И друг другу подсобить всегда сумеем! Проявим себя в труде, Как двигатель с высоким КПД! На этом уроке мы подведём итоги изучения темы “Электрические явления ”, закрепим умение решать задачи с помощью программы Excel, собирать электрические цепи с помощью программы “Начала электроники”. А теперь откройте тетради запишите число и тему нашего урока. III. Актуализация знаний (5 мин.). Перед каждым из вас находится лист самооценки, подпишите, пожалуйста, вашу фамилию и имя. В ходе урока вы будете записывать в него полученные баллы за правильные ответы, которые в конце урока мы переведем в оценки. Лист самооценки. Ф.И._____________________________ Задание № 1 Задание № 2 Задание № 3 Задание № 4 Задание № 5 Итого
Твоя оценка: _____ Оценка учителя: _____
Учитель физики: Давайте повторим, какие формулы вы узнали при изучении этой темы? (записать на доске, желательно вызвать сильного ученика). С какими физическими приборами познакомились? С какими законами познакомились? Молодцы Устное задание: С помощью данного задания мы проверим как же вы усвоили правила и законы по теме «Эклектические явления»
Задание № 1: « Найди правильную дорогу» Необходимо каждую величину соединить со своей единицей измерения и названием. После выполнения задания, проводится самопроверка с ответами на слайде и ставится балл согласно критериям проверки в лист самооценки. (за каждую правильно собранную дорожку, 1 балл).
Ответы (Молодцы) Задание № 2. При дальнейшей работе на уроке, вам понадобятся знания условных обозначений составных элементов электрической цепи. Я предлагаю вам повторить На экране буду показаны условные обозначения составных элементов цепи, ваша задача, по порядку записать их название в тетрадь, 1 вариант записывает свои названия, 2 вариант - свои. После выполнения задания, обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку в парах, с ответами на слайде. (за каждое правильно записанное обозначение, ставиться 1 балл). Преподаватель физики: Молодцы! Вы показали хорошие теоретические знания. А сейчас мы приступим к решению практической части. IV. Практическая часть. (Решение физических задач с помощью программы – конструктора). Преподаватель информатики: А теперь, ребята, пройдите за компьютеры. Сегодня мы предлагаем вам с помощью конструктора «Начало электроники» и «табличного процессора Excel», с которыми вы знакомы, решать задачи по теме «Эклектические явления. И прежде чем приступить к работе, давайте повторим ТБ. Преподаватель информатики: Техника безопасности за ЭВМ. (видео) Преподаватель физики: Задание № 3. У каждого компьютера лежит карточка с заданием. Вам необходимо собрать электрическую цепь, по предложенному описанию. Но в начале вспомним какие соединения есть и как подключаются приборы в электрической цепи. Вариант 1 Соберите схему соединения батарейки, двух лампочек и трех ключей, в которой каждой из лампочек управляет свой ключ, а размыкание третьего приводит к выключению обеих лампочек. (ответ)
Вариант 2 Соберите схему подключения двух лампочек к источнику тока так, чтобы перегорание одной не повлияло на работу другой
Преподаватель информатики: Для решения данного задания вам не понадобятся физические приборы. Программа – конструктор “Начала электроники” поможет вам собрать цепь из виртуальных приборов. На экране ПК вы увидите, правильно ли вы собрали цепь. Если неправильно, то прибор “перегорит”, а если всё верно, то лампочки будут светиться. (за правильное выполнение задания в листе самооценки вы ставите себе один балл, если цепь собрали неправильно – 0 баллов).
(снятие напряжения с глаз) Продолжаем работу дальше. IV. Решение физических задач с помощью ЭТ “Excel” Преподаватель физики: Задание № 4 Таблица №1. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:
I, А U, В R, Ом t, мин P, Bт А, Дж 0,2 1
1
0,3 1,5
3
0,4 2
5
Преподаватель физики: По данным в таблице, определите, что вам необходимо вычислить. Какие знания будите использовать (Сопротивление, мощность, работа тока). Давайте еще раз вспомним и запишем формулы. (R=U/I, P=I*U, A=UIt) А теперь приступайте к выполнению задания. Обратите внимание на единицы измерения. (правильно решенная задача дает вам в листе самооценки 2 балла, с ошибкой 1 балл, а если вы задание выполнили не правильно 0 баллов.) Эти формулы должны были набрать учащиеся I, А U, В R, Ом t, мин P, Bт А, Дж 0,2 1 =B2/A2 1 =B2*A2 =E2*D2*60 0,3 1,5 =B3/A3 3 =B3*A3 =E3*D3*60 0,4 2 =B4/A4 5 =B4*A4 =E4*D4*60
Пример таблицы I, А U, В R, Ом t, мин P, Bт А, Дж 0,2 1 5 1 0,2 12 0,3 1,5 5 3 0,45 81 0,4 2 5 5 0,8 240
Преподаватель информатики: Обратите внимание: при решении задач вам надо будет правильно записать формулу в первой строке, а остальные результаты пересчитываются в ЭТ автоматически. Задание № 5 Имеется электрическая лампа, рассчитанная на ток мощностью 100 Вт. Ежедневно лампа горит в течении 6ч (9ч). Найдите работу тока за один месяц и стоимость израсходованной энергии при тарифе 30 коп. за 1кВт*ч (45 коп. за 1 кВт*ч). Решим задачу с помощью ЭТ:
Дано: Решение: P= 100 Вт t 180 ч A=P*t Тариф 30 коп./1 кВт*ч A 18000 Вт Найти: Стоимость 540000 коп. А Стоимость Ответ: 18 000 Вт 54000 коп
И такое же решение у второго варианта. (проверяется заполнение таблицы и правильное использование формул). За правильно решенную задачу 2 балл, неправильная решенная 0 баллов и 1 балл, если вы получили один правильный ответ. Дополнительная задача: Задача 1. Электрическая плитка при силе тока тока 5А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.
Решим задачу с помощью ЭТ:
Эти формулы должны были набрать учащиеся: Дано:
Решение: I= 5 A t= 180 c R=Q/I*I*t Q= 1080 Дж R= =B4/B2*B2*B3 Дж Найти
R
Ответ: =B4/B2*B2*B3 Дж
Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Учащимся предлагается посчитать свои баллы в информационной карте и выставить себе оценку за урок, по следующим критериям: «13 - 15 баллов» - оценка «5»; «9 -12 баллов» - оценка «4»; «5 - 8 баллов» - оценка «3»; «0 – 4 баллов» - оценка «2». Листы самооценки сдаются учителю на проверку. VI. Итоги урока: Рефлексия. Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя. Какое из заданий вызвало наибольшее затруднение? Почему? Выявились ли пробелы в знаниях? Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению контрольной работы? Какой материал необходимо повторить дома? Способствует ли форма проведенного урока лучшему усвоению изучаемого материала? Подведём итог урока, закончив его фразой: Сегодняшний урок дал мне… (пусть каждый из вас продолжит фразу самостоятельно).
VII. Домашняя работа. C. 58 – 129 Глава III повторить все формулы и определения. Подготовится к контрольной работе. С. 123 Задание 7 (2) письменно. #Педагогическийматериал