Цель: систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир
Задачи:
1. Познавательные:
- Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.
- научить передавать в аппликации цветовой и ритмический строй башкирского узора
- продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии;
- научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.
- воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.
Оборудование занятия: для педагога– видеоролик, набор таблиц «Декоративно-прикладное искусство Башкортостана», плакаты с элементами башкирского орнамента, технологические карты, образцы выполненных работ, фонограмма башкирской музыки;
Для обучающихся – цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.
Ход занятия
- Организационная часть.
- Проверка готовности обучающихся к занятию.
Педагог:
- Здравствуйте, ребята, на прошлом занятии мы говорили о истории жизни древних башкир, чем они занимались, их образе жизни. Сейчас я предлагаю
посмотреть отрывок из видеоролика для того, чтобы полнее представить и погрузиться в атмосферу быта башкир. (просмотр видеоролика)
- Какие изделия башкирских мастериц можно увидеть в юрте?
- (Ответы детей)
- Мужскую и женскую одежду, головные уборы, обувь, ковры, украшения.
Педагог:
- Чем украшены одежда, ковры, посуда?
(Ответы детей)
- башкиры украшали одежду, обувь, жилище ярко красочным орнаментом.
III. Объяснение темы занятия.
Педагог:
- Да, одним из самых популярных видов декоративно- прикладного искусства башкир является народный орнамент, поэтому тема нашего занятия «Башкирский народный орнамент»
- Что такое орнамент?
(Ответы детей)
Педагог:
- Правильно. Орнамент - в переводе с латинского «орнамент» означает
«украшение», «узоры».
- Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
Педагог:
- узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется ритм.
Педагог:
- Какими способами был выполнен орнамент? (Ответы детей)
-Аппликация, вышивка, ткачество.
Педагог:
- Давайте рассмотрим башкирский орнамент. (наглядность)
- Из каких элементов составляется орнамент? (Ответы детей)
- Из знаков и символов
Педагог:
- Одним из источников орнамента является схематизирование (упрощение) реальных (животных, а отчасти и растительных) форм, характерное для
пещерного искусства. Такое упрощение приводит к системе условных знаков (сочетание черточек, точек, кружков и т.д.). (приложение №1)
Педагог:
- Какие фигуры вы видите в башкирском орнаменте? (Ответы детей)
- Кустар, солнце, звезда, бабочка, цветок, травка, след птицы, голова лошади, рога, открытое сердце. (Ответы сопровождаются наглядностью на доске)
Педагог:
- Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента.
Элементы орнамента являлись азбукой для наших предков. Каждый знак имел свое значение. А составленный узор являлся летописью, рассказом, сказкой. В башкирском орнаменте существует следующие ярко выраженных группы мотивов:
– амулет.
– изгородь.
– спиралевидные S-образные завитки.
– юрты.
– солнце.
– кускар – символ производительной деятельности человека, плодородия.
– кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав – тематика кочевого скотоводческого народа.
– пастбище.
– гостеприимство.
Педагог:
- Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте? (Ответы детей)
- Красный, черный, зеленый, желтый В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:
красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства, цвет солнца
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени,
белый - чистота помыслов, миролюбие
синий – цвет свободолюбия и неба
коричневый – цвет старости увядания.
Педагог:
- Красота башкирских узоров достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Самый излюбленный, красный цвет, — это знак огня. Огонь давал жизнь, обогревая жилище, и предоставлял возможность приготовить пищу. Зеленый цвет — символ жизни, цвет весны, пробуждения природы. Желтый цвет — символ тепла, солнца.
( Ответы сопровождаются показом наглядности)
Педагог:
Башкирский орнамент делится на несколько ярко выраженные видов орнамента:
- геометрический – из геометрических форм, квадратики, кружочки, овалы, треугольники и т.д.,
-растительный – из растительных элементов, листочки, завитки и т.д.,
- зооморфный – животный мир
- криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. (приложение №2)
V. Практическая работа..
Педагог:
- Ребята, как вы думаете – для чего использовались ковры?
Коврами был застлан пол в юрте. На коврах башкиры спали, отдыхали, украшали свои жилища. Днем ковры складывали в определенном месте и связывали декоративной лентой. По качеству ковров судили о мастерстве хозяйки, которая ткала их на станке. Для башкирского паласа характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры.
- Сегодня на уроке мы попробуем создать модель ковра, с узором характерным для башкирских ковров. На прошлом занятии мы выполнили палас с геометрическими мотивами, а сейчас мы используем зооморфные и криволинейные мотивы. Мы сегодня будем использовать технику аппликации из бумаги, а башкиры использовали аппликацию для украшения изделий из войлока, кожи, меха. Вырезали из того же материала другого цвета узоры и нашивали на основу.
Напомнить ребятам о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
Выполнение башкирского орнамента по технологическим картам (технологические карты выдаются на каждую парту).
Работа сопровождается звучанием башкирских мелодий.
Поэтапная работа педагога вместе с обучающимися.
Показ последовательности выполнения работы по технологической карте.
На первом этапе подбирается цветовая гамма для башкирского узора на ковре. Например: фон ковра будет черным, на нем красные и желтые квадраты и треугольники.
Второй этап – вырезывание одинаковых элементов рисунка ковра путем складывания листа бумаги нужного цвета несколько раз (этим способом получаем множество одинаковых элементов).
Третий этап – расположение элементов на фоне, придумывая ритмичную композицию. Приклеивание.
После каждого этапа педагог проверяет и помогает, если у обучающегося возникли проблемы с выполнением задания. Индивидуальная работа.
VI. Обсуждение и оценка работ.
Выставка аппликаций на классной доске.
Обсуждение и оценка работ по следующим критериям:
- композиция (размер, симметрия, ритм);
- цветовое решение;
- чистота и аккуратность исполнения.
Критерии по особенностям дпи:
- Конструктивная ясность форм
- Обобщенность
- Выразительная условность изображения (все природные мотивы, растения, птицы, животные в дпи выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве)
- Орнаментальность
(раздаются листочки с началом фразы, которую нужно закончить)
·Сегодня я узнал…
·Было трудно…
·Я выполнял задания…
·Я понял, что…
·Теперь я могу…
·Я приобрел…
·Я научился…
·У меня получилось …
·Я смог…
VIII. Закрепление.В башкирской семье старались чтобы вещи получались нарядными, поэтому для этих целей придумывались интересные узоры. И вы свои паласы выполнили в традициях башкирского народа, используя элементы башкирского орнамента, основные цвета которые использовали башкиры для составления узоров. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия. Мастерицы использовали в основном
теплые цвета, созвучные, похожие на цвет ярких лучей солнца, которое обладает особой силой. Оно прогоняет тьму и порождаемое ею зло. От этого зла человеку нужно было защищаться.
То, как создаются башкирские ковры ручной работы, приравнивается к настоящему искусству. Помимо того, что это ручная работа, которая требует много времени, плетение башкирских ковров является кропотливым и тщательным трудом. Ведь каждый палас, хоть и маленький, имеет частичку
человеческой души. Любовь к Родине начинается с любви к родной природе, к родному дому. Надо любить и ценить ту красоту, которая нас окружает. И сделать все, чтобы сохранить.
Приложение №1
Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.
Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.
Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.
Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство.
Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.
Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.
Приложение №2
В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяют шесть основных орнаментальных комплексов:
№
Орнаментальные комплексы
Краткая характеристика
Применение
Примеры
1
Первый комплекс (древнейший).
Включает простые геометрические фигуры. Основной принцип композиции – бордюры и розетки.
При украшении изделий из дерева, кожи, росписи и иногда в вышивке и аппликации.
2
Второй комплекс.
Составляет криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн.
Встречается в вышивке, аппликации тканью, в оформлении обуви с суконными голенищами.
3
Третий комплекс.
Растительные узоры.
В женской и мужской одежде.
4
Четвертый комплекс.
Объединяет группу сложных узоров. Это восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы или различные многогранники.
Украшаются ковры, шаршау, скатерти, концы полотенец.
5
Пятый комплекс.
В виде парных изображений птиц и животных, разделенных растительным орнаментом.
Для женских налобных повязок и аппликаций для обуви.
6
Шестой комплекс.
Включает в себя геометрические узоры, простые и сложные.
В орнаменте одежды и предметов убранства жилища.
#Педагогическийматериал