Конспект открытого занятия " Башкирский народный орнамент"
Цель: систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир Задачи: 1. Познавательные:
Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.
научить передавать в аппликации цветовой и ритмический строй башкирского узора
2. Развивающие:
продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии;
научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.
Оборудование занятия: для педагога– видеоролик, набор таблиц «Декоративно-прикладное искусство Башкортостана», плакаты с элементами башкирского орнамента, технологические карты, образцы выполненных работ, фонограмма башкирской музыки;
Для обучающихся – цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей. Ход занятия
Организационная часть.
Проверка готовности обучающихся к занятию.
II. Введение. Педагог: - Здравствуйте, ребята, на прошлом занятии мы говорили о истории жизни древних башкир, чем они занимались, их образе жизни. Сейчас я предлагаю
посмотреть отрывок из видеоролика для того, чтобы полнее представить и погрузиться в атмосферу быта башкир. (просмотр видеоролика)
- Какие изделия башкирских мастериц можно увидеть в юрте? - (Ответы детей) - Мужскую и женскую одежду, головные уборы, обувь, ковры, украшения. Педагог: - Чем украшены одежда, ковры, посуда? (Ответы детей) - башкиры украшали одежду, обувь, жилище ярко красочным орнаментом. III. Объяснение темы занятия. Педагог: - Да, одним из самых популярных видов декоративно- прикладного искусства башкир является народный орнамент, поэтому тема нашего занятия «Башкирский народный орнамент» - Что такое орнамент? (Ответы детей) Педагог: - Правильно. Орнамент - в переводе с латинского «орнамент» означает «украшение», «узоры». - Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Педагог: - узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется ритм. Педагог: - Какими способами был выполнен орнамент? (Ответы детей) -Аппликация, вышивка, ткачество. Педагог: - Давайте рассмотрим башкирский орнамент. (наглядность) - Из каких элементов составляется орнамент? (Ответы детей) - Из знаков и символов Педагог: - Одним из источников орнамента является схематизирование (упрощение) реальных (животных, а отчасти и растительных) форм, характерное для
пещерного искусства. Такое упрощение приводит к системе условных знаков (сочетание черточек, точек, кружков и т.д.). (приложение №1) Педагог: - Какие фигуры вы видите в башкирском орнаменте? (Ответы детей) - Кустар, солнце, звезда, бабочка, цветок, травка, след птицы, голова лошади, рога, открытое сердце. (Ответы сопровождаются наглядностью на доске) Педагог: - Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Элементы орнамента являлись азбукой для наших предков. Каждый знак имел свое значение. А составленный узор являлся летописью, рассказом, сказкой. В башкирском орнаменте существует следующие ярко выраженных группы мотивов: – амулет. – изгородь. – спиралевидные S-образные завитки. – юрты. – солнце. – кускар – символ производительной деятельности человека, плодородия. – кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав – тематика кочевого скотоводческого народа.
– пастбище. – гостеприимство. Педагог: - Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте? (Ответы детей) - Красный, черный, зеленый, желтый В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает: красный – цвет тепла и огня желтый – цвет изобилия и богатства, цвет солнца черный – цвет земли и плодородия зеленый – цвет вечной зелени, белый - чистота помыслов, миролюбие синий – цвет свободолюбия и неба коричневый – цвет старости увядания. Педагог: - Красота башкирских узоров достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Самый излюбленный, красный цвет, — это знак огня. Огонь давал жизнь, обогревая жилище, и предоставлял возможность приготовить пищу. Зеленый цвет — символ жизни, цвет весны, пробуждения природы. Желтый цвет — символ тепла, солнца. ( Ответы сопровождаются показом наглядности) Педагог: Башкирский орнамент делится на несколько ярко выраженные видов орнамента: - геометрический – из геометрических форм, квадратики, кружочки, овалы, треугольники и т.д., -растительный – из растительных элементов, листочки, завитки и т.д., - зооморфный – животный мир
- криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. (приложение №2) V. Практическая работа.. Педагог: - Ребята, как вы думаете – для чего использовались ковры? Коврами был застлан пол в юрте. На коврах башкиры спали, отдыхали, украшали свои жилища. Днем ковры складывали в определенном месте и связывали декоративной лентой. По качеству ковров судили о мастерстве хозяйки, которая ткала их на станке. Для башкирского паласа характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. - Сегодня на уроке мы попробуем создать модель ковра, с узором характерным для башкирских ковров. На прошлом занятии мы выполнили палас с геометрическими мотивами, а сейчас мы используем зооморфные и криволинейные мотивы. Мы сегодня будем использовать технику аппликации из бумаги, а башкиры использовали аппликацию для украшения изделий из войлока, кожи, меха. Вырезали из того же материала другого цвета узоры и нашивали на основу. Напомнить ребятам о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
Выполнение башкирского орнамента по технологическим картам (технологические карты выдаются на каждую парту).
Работа сопровождается звучанием башкирских мелодий. Поэтапная работа педагога вместе с обучающимися. Показ последовательности выполнения работы по технологической карте. На первом этапе подбирается цветовая гамма для башкирского узора на ковре. Например: фон ковра будет черным, на нем красные и желтые квадраты и треугольники. Второй этап – вырезывание одинаковых элементов рисунка ковра путем складывания листа бумаги нужного цвета несколько раз (этим способом получаем множество одинаковых элементов). Третий этап – расположение элементов на фоне, придумывая ритмичную композицию. Приклеивание. После каждого этапа педагог проверяет и помогает, если у обучающегося возникли проблемы с выполнением задания. Индивидуальная работа.
VI. Обсуждение и оценка работ.
Выставка аппликаций на классной доске.
Обсуждение и оценка работ по следующим критериям:
- композиция (размер, симметрия, ритм);
- цветовое решение;
- чистота и аккуратность исполнения.
Критерии по особенностям дпи:
Конструктивная ясность форм
Обобщенность
Выразительная условность изображения (все природные мотивы, растения, птицы, животные в дпи выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве)
Орнаментальность
VII. Рефлексия. (раздаются листочки с началом фразы, которую нужно закончить)
·Сегодня я узнал…
·Было трудно…
·Я выполнял задания…
·Я понял, что…
·Теперь я могу…
·Я приобрел…
·Я научился…
·У меня получилось …
·Я смог…
VIII. Закрепление. В башкирской семье старались чтобы вещи получались нарядными, поэтому для этих целей придумывались интересные узоры. И вы свои паласы выполнили в традициях башкирского народа, используя элементы башкирского орнамента, основные цвета которые использовали башкиры для составления узоров. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия. Мастерицы использовали в основном теплые цвета, созвучные, похожие на цвет ярких лучей солнца, которое обладает особой силой. Оно прогоняет тьму и порождаемое ею зло. От этого зла человеку нужно было защищаться. То, как создаются башкирские ковры ручной работы, приравнивается к настоящему искусству. Помимо того, что это ручная работа, которая требует много времени, плетение башкирских ковров является кропотливым и тщательным трудом. Ведь каждый палас, хоть и маленький, имеет частичку
человеческой души. Любовь к Родине начинается с любви к родной природе, к родному дому. Надо любить и ценить ту красоту, которая нас окружает. И сделать все, чтобы сохранить.
Приложение №1 Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.
Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.
Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.
Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство. Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.
Приложение №2 В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяют шесть основных орнаментальных комплексов:
№ Орнаментальные комплексы Краткая характеристика Применение Примеры 1 Первый комплекс (древнейший). Включает простые геометрические фигуры. Основной принцип композиции – бордюры и розетки. При украшении изделий из дерева, кожи, росписи и иногда в вышивке и аппликации.
2 Второй комплекс. Составляет криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн. Встречается в вышивке, аппликации тканью, в оформлении обуви с суконными голенищами.
3 Третий комплекс. Растительные узоры. В женской и мужской одежде.
4 Четвертый комплекс. Объединяет группу сложных узоров. Это восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы или различные многогранники. Украшаются ковры, шаршау, скатерти, концы полотенец.
5 Пятый комплекс. В виде парных изображений птиц и животных, разделенных растительным орнаментом. Для женских налобных повязок и аппликаций для обуви.
6 Шестой комплекс. Включает в себя геометрические узоры, простые и сложные. В орнаменте одежды и предметов убранства жилища.